Просмотров: 31

Философия имени

Загрузка...
Загрузка...

Философия имени Философия имени (не следует путать со своеобразной модификацией средневекового философского реализма на русской почве в начале ХХ в. — имяславием, суть которого заключалась в особенном почитании Имени Божьего) видит изучение имени вещи не как условного знака, а как прямого проявления ее онтологической природы (ведет свое начало от учения св. Григория Паламы об энергии имени как особенного рода энергии, которая открывает «вещь в себе» и дает доступ к ее познанию).

Несколько близкой к этому является философия языка в исследованиях Львовско-варшавской философской школы, в частности номинализм В. Лесневского. Наиболее полно (на основе феноменологии Гусерля и учения о символических формах Касирера) философию имени развил А. Лосев, который считал, что имя есть жизнь, только в имени обоснована вся самая глубокая природа социальности во всех бесконечных формах ее проявления. Если слово не действительно и имя не реально, нет фактора самой действительности, в конечном итоге, нет самой социальной (в самом широком содержании этого понятия) действительности.

Не будем рассматривать философию имени как концепцию названия вообще, но заметим только собственно об имени человека: оно дается при рождении и становится одним из социальных идентификаторов человека, средством его индивидуализации в обществе, вывеской определённой личности, если угодно, и принадлежат к личным неимущественным благам физического лица. Потому не совсем оправданным, из позиций философии человека, есть разрешение современного права изменять имя, которое разрушает первоначально заложенную целостность человека как социального субъекта.
Об имени как части семиотики имиджа человека и социальном знаке, который имеет статус самой ценности лица и есть его невещественным богатством, говорит С. Махлина, которая одна из немногих осуществила анализ вопросов, связанных с именем, в контексте семиотики. Она, например, считает, что имя выполняет в обществе функции идентификации, дифференциации, регуляции, обобщения, познавательную, воспитательную и аккумулирование. Кроме этого, исследовательница выделяет разные теории имени — эмоциональную, звуковую, социальную, ассоциативную, интуитивную. То есть, по подходу Махлиной, в имени отображается совокупность исторических, культурных, цивилизационных знаков, кодов, символов, которые отображают семиотичность человека.
В отличие от имени, социальную роль человек может (а иногда это ему даже необходимо) изменять. Социальную роль по большей части понимают как модель поведения, ожидаемого от того, кто имеет определенный социальный статус, то есть она ограничивается совокупностью прав и обязанностей, соответствующих этому статусу
Для каждого человека какая-то отдельная социальная роль выступает в качестве доминирующей, что становится своеобразным социальным амплуа как наиболее типичный индивидуальный образ, привычный для окружающих и с которым ассоциируется этот человек. Иногда изменение привычного образа трудно дается как для самого человека, так и для восприятия его окружающими людьми, но такие изменения необходимы в случае асоциального типа поведения и их более желательно воспринимает окружение. По-другому социальную роль можно назвать стереотипом поведения, которое также выделяется определенной знаковостью и символизмом.
Разновидностью социальной роли современного человека можно считать профессию как определенный четко очерченный в пределах общественного разделения труда комплекс действий, которые человек должен выполнять и которые нуждаются в наличии у него соответствующих знаний, умений, практических навыков и тому подобное. Профессии свойственная типичность, стандартность, шаблонность. Эта характеристика человека, по-видимому, четче всего прописанная в праве (особенно позитивном), ведь каждая отдельная профессия имеет свои законодательно закрепленные квалификационные требования, которые собственно и становятся основой для символизации профессий (называя, например, профессию учителя, мы представляем конкретные атрибуты — строгий костюм, указку и пакет учебников в руках, возможная и детализация — очки, серьезный взгляд, поучительная интонация в голосе и т. д.; с пекарем у нас ассоциируется в воображении человек в белой одежде, запорошенной мукой, около огромного казана с тестом или стеллажей с румяными булочками и тому подобное).
Вообще профессию и социальную роль можно было бы объединить в одну обобщенную характеристику — поведение, но с учетом социальных обстоятельств, предопределенных установленными требованиями. Хотя поведение само по себе также может быть знаковой характеристикой человека, если рассматривать его в контексте так называемой ритуальности. Ритуал — это традиционный порядок проведения какой-то церемонии, выработанный обычаем или введенный порядок выполнения определенных действий, в контексте бытовых или религиозных традиций такие действия могут называться обрядом. Сфера правоотношений также имеет свои традиции, а следовательно, и обрядность, и ритуальность. Общеизвестными примерами являются принятие присяги, вручения наград и даже военное приветствие. Поведение как семиотическая характеристика человека заключается в соблюдении устоявшихся социально-культурных сценариев, сформированных практикой и подкрепленных частым приложением. Новый уровень развития культуры формирует новый тип поведения (то, которое одобрялось, скажем, в средневековье — например, ежедневное ношение оружия, не приемлемое в наше время).

Загрузка...
Загрузка...
Яндекс.Метрика